Яндекс.Метрика Введение - Исторические факты Увельского района

Факты истории Увельского района

Только факты, основанные на архивных документах

Get Adobe Flash player

Главное меню

Случайное фото

Kuznecovi66.jpg

Данная работа выполнена ученицей 11 класса средней школы № 59 г. Челябинска Малышевой Евгенией. Работа, на мой взгляд, интересная, в изучение истории Увельского р-на автор вводит новые документы, даёт обоснованные и взвешенные оценки исследуемым фактам и общественным явлениям.

В 2006 г. работа заняла 3-е место на Всероссийском конкурсе исторических исследовательских работ для старшеклассников "Человек в истории. Россия – ХХ век". Опубликована в шведском сборнике по экономической истории.

Научный руководитель исследования – Салмина М.С., почётный работник общего образования РФ, учитель истории высшей категории средней школы № 59 г. Челябинска, автор учебников и учебных пособий по истории и краеведению Южного Урала.

Автор сайта искренне благодарит Марину Сергеевну Салмину за предоставленную возможность опубликовать на страницах сайта работу Евгении Малышевой.

Евгении – респект!

 

«Допустили наш район до того,

что колхозник едет, а телега без колёс…»

(ОГАЧО Ф.229. Оп.1. Д.130. Л.77)

 

Как-то уж так повелось, что при упоминании слов «Урал» или Челябинская область, первое, что приходит на ум – это промышленный край России, со всеми его составляющими: горы, заводы и многочисленный рабочий класс. Однако Челябинская область – это не только промышленность, но и житница России. В области существует несколько районов, специализирующихся на выпуске сельскохозяйственной продукции. Одним из таких является Увельский, получивший своё название от реки Увельки. В настоящее время он расположен в центре территории Челябинской области, примерно на середине пути между Челябинском и Троицком.

Освоение плодородных земель Южного Урала началось с середины ХVIII века. Край активно обживался казачеством (так появились две станицы Н-Увельская и Кичигинская с посёлками), с ХIХ века – крепостными крестьянами-переселенцами из Тамбовской, Пензенской, Орловской и других губерний. Не обошли край и «столыпинские переселения». Значительные изменения пришлись на начало 20-х гг. ХХ века, когда сразу после гражданской войны, начался процесс расказачивания. Казаки, проживающие в Н-Увельской и Кичигинской станицах, подверглись лавине репрессий со стороны новой власти: их лишали избирательных прав, не выделяли льготных кредитов, семян, сельскохозяйственного инвентаря. Хозяйство казаков облагали повышенными сельхозналогами, станицы и относящиеся к ним поселки стали переименовывать в села и деревни, а вместо юртов они стали объединяться в волости и сельские советы [36; стр. 108 – 109].

В составе Уральской области (с центром в г. Екатеринбурге) район появился 4 ноября 1926 г. с населением 31 719 чел. и 6 767 хозяйств. Благоприятный климат и богатая природа определили развитие края как сельскохозяйственного. Подавляющее большинство населения района, таким образом, были крестьянами [34; 38].

Крестьянская семьяНа момент образования Челябинской области (1934 г.), в состав которой вошёл и Увельский район с центром пос. Увельским, численность увельчан сократилась на 13 700 человек, количество хозяйств уменьшилось в 1,5 раза, по сравнению с 1926 г. [34; стр. 13, 17]. Столь резкие изменения были вызваны образованием новых границ между районами (уменьшением территории) и страшным голодом 1921 года, а затем подряд неурожайными – 1931, 1932, 1933, 1934 годами, когда крестьяне со своих полей не могли осенью собрать даже то, что посеяли весной. Естественно, что и хозяйство пришло в упадок, люди стали уезжать из района. Улучшение положения края началось к 1936 году, но численности населения в 30 тысяч человек, район достиг лишь к 1980 году.

Увельский район, прошёл те же этапы становления советской власти, что и все остальные районы России. Была и кровопролитная гражданская война, и дарящий надежду НЭП, и уравнительная коллективизация, и, конечно же, раскулачивание крестьянства.

Таким образом, наш выбор в рассмотрении вопроса жизни крестьянства в 1920–1930-е годы не случаен. Мы выбрали один из известных в области сельскохозяйственных районов, интересного также и с точки зрения социального состава. Казачество, бывшие крепостные крестьяне, свободные переселенцы – это те слои общества, к которым советское государство относилось по-разному. Нам показалось интересным выяснить, как складывались их взаимоотношения с властью, а также между собой.

Интерес обращения к теме появился после того, как нам в руки попали четыре копии протоколов партийных чисток в «копилке» архивных документов школьного научного общества учащихся. Оказалось, что они были использованы в 1999 г. при выполнении работы в рамках НОУ об особенностях процесса раскулачивания на Южном Урале. Мы были удивлены тому, какую разнообразную информацию они в себе несли! Так, случайно взятые в руки документы, привели нас к идее изучения такого вида источника, как протоколы партийных чисток. Они стали для нас главным источником. Основу работы (процентов 90) составляет анализ именно этих документов.

Мы укрепились в своём желании и после того, как обратились к литературе. Подобного исследования мы не обнаружили, что позволяет нам говорить о новизне подхода к изучению проблем крестьянства в 20-30-е годы, о введении в оборот интересного источника, к которому ранее доступ был ограничен. Обращение к истории российского крестьянства в связи  с процессом «открытия архивов» является своевременным и актуальным. Во-первых, страна по-прежнему испытывает трудности в сфере сельского хозяйства, возможно, причины некоторых из них необходимо искать в 20-30-х годах ХХ века. Во-вторых, в современной политической жизни постоянно поднимается вопрос о «покаянии» коммунистической партии за годы своего правления. Поработав с протоколами партийных чисток, мы отчетливей стали понимать то, чем вызваны такие требования.

Надо сказать, что протоколы партийных чисток – это уникальные документы. Они могут заменить книги практически любого жанра. Говорят, что 15 минут смеха заменяет стакан сметаны, так вот, уже после нескольких дней работы с этими протоколами, мы разлюбили этот славный продукт. Однако если бы всё было так весело. Порой, оттого, что читаешь в протоколах, пугаешься больше, чем от каких-нибудь «Чужих» – голливудского производства. Поскольку на собраниях по чистке разбирали досконально всю жизнь коммуниста: и общественную, и личную, то и любители сплетен, любовных историй нашли бы себе «произведение» по душе. Единственное, для чего бы мы не взяли этот источник, так это для изучения «великого и могучего». Для сохранения колорита времени, орфография и пунктуация всех цитируемых нами документов сохранена.

Воспоминания Данетова С. Н.В ходе проведения исследования нам посчастливилось обрести и ещё один вид источника – свидетельства участников событий 20 – 30-х годов. Это уникальные, никем не использовавшиеся ранее, воспоминания активного создателя коммуны «Батрак» в с. Половинка, впоследствии учителя сельской школы, Степана Николаевича Данетова. Тетрадь в 96 листов, разборчивый почерк [29], грамотная речь, тщательный подбор фактов, яркие описания – такими мы увидели эти воспоминания, хранящиеся в школьном краеведческом музее села Половинка. Сотрудники музея любезно предоставили нам возможность работы с данным источником.

Значительную помощь в изучении  темы нам оказали и свидетельства жителей того же села, собранные школьниками в ходе бесед со старожилами (в 90-е годы), а также материалы из личного архива бывшего учителя географии и руководителя краеведческого кружка Половинской восьмилетней школы Н.А. Хорошиловой (Кузнецовой). В 1960-е годы она активно занималась изучением истории села, собирала устные свидетельства, проводила вечера встреч с представителями старшего поколения (т.е с участниками событий, описываемых нами) [18 – 20].

Таким образом, мы пришли к постановке цели нашего исследования – изучив протоколы партийных чисток, хранящиеся в ОГАЧО (Областной государственный архив Челябинской области), и свидетельства участников событий, выяснить какие стороны крестьянской жизни раскрываются в них.

Для достижения цели нами были определены следующие задачи:

1. Изучить вопрос о практике проведения партийных чисток в советском государстве в целом, и на Южном Урале, в частности.

2. Рассмотреть политику государства в отношении крестьян в 1920 – 1930-е годы.

3. Изучить специфику развития Увельского района в 1920 – 1930-е годы.

4. Выделив основные аспекты жизни крестьян в советском государстве, сопоставить их с теми, о которых дают представление указанные нами источники по Увельскому району.

В качестве методов исследования применялись:

  • анализ опубликованных документов;
  • анализ подлинных архивных документов ОГАЧО;
  • анализ воспоминаний С.Н.Данетова (с.Половинка);
  • анализ литературы;
  • анализ периодической печати Увельского района;
  • сбор иллюстративных материалов в литературе;
  • подготовка собственных фотоматериалов;
  • посещение нескольких населённых пунктов Увельского района; (Увелка, Половинка, Красноселка);
  • встречи с сотрудниками краеведческих музеев района;
  • изучение материалов личных архивов  В.М. Дружининой,  Н.А. Хорошиловой (Кузнецовой), Т.М. Юшковой.

 

Остановимся подробнее на характеристике некоторых методов работы.

 

Безусловно, все начинается с поиска необходимой литературы. Начало работе было положено обращением к «святая святых» – сборникам решений съездов, конференций и пленумов ЦК ВКП(б) [1 – 3].  После того, как были найдены и изучены постановления партии о проведении чисток, выяснены их причины и задачи, требовалось посмотреть, как это отражено в исследованиях. Сотрудники крупных городских библиотек, которых мы просили подобрать литературу по этому вопросу, почему-то выдавали нам стопки книг, где, то и дело мелькало: «Страшный 37-й», «Генеральная чистка 1937 г.» и тому подобные названия книг, глав, статей. Мы возражали, что ищем совсем иное, но нас постоянно уводили в сторону 1937 года. В итоге, мы сами по каталогу просмотрели все книги по истории за 1920 – 1930 гг., но к своему великому удивлению, обнаружили, что о партийных чистках писали совсем немногие [15], а  если и писали, то в качестве упоминания или небольшого дополнения к другим вопросам [9; 10]. Специальных исследований о жизни села в 1920 – 1930-е годы, основанных именно на протоколах, мы не встретили ни у одного историка.

А. Г. и  Е. И. КузнецовыОпределённую помощь в работе нам оказали справочные издания советского периода, из которых мы почерпнули, прежде всего, статистические сведения о процессе чисток в стране [22; 31], и на Южном Урале [25]. Для изучения вопроса о политике партии в отношении крестьян в 1920 – 1930-е годы, мы обратились к учебным изданиям как советского [19], так и современного периодов [11; 27; 12; 14]. Значительную помощь в рассмотрении этого вопроса на местном уровне оказали учебные пособия по истории Урала, хотя информация, содержащаяся в них, отражает, прежде всего, ситуацию на среднем Урале [20; 21].

Использовались нами в процессе исследования также источники [4; 5] и литература по различным проблемам 1920–1930-х годов [8; 18; 29; 36].

Своеобразную роль в нашей работе сыграли «настольная книга коммунистов» – «История ВКП(б): Краткий курс», выпущенная в 1938 г. [16]  и наглядное пособие «История КПСС», чьи тексты мы сравнивали с тем, что нам преподносили архивные документы. Наши точки зрения во многом не совпали. Например, в том, что крестьянство после «ликвидации кулачества как класса» стало «действительной и прочной опорой советской власти». Мы вообще не увидели на примере Увельского района «жестокой классовой борьбы» (если даже коммунисты с удовольствием шли в нэпманы!), и на счёт «опоры» тоже сомневаемся.

Не обошлось в исследовании и без обращения к словарям [30; 23; 28]. Начнём с того, что в начале работы само понятие «партийная чистка» было нам не очень понятно, а уж то, что стало встречаться в документах («лобогрейки», «просорушки», какие-то «предрики», «уполкомзаги» и т.п.), требовало постоянного разъяснения.

В процессе работы нам посчастливилось найти и специальную краеведческую литературу по истории Увельского района. Оказалось, что в пос. Увельском проживает удивительный человек, краевед Михаил Александрович Тренин (ему 78 лет), усилиями которого была издана пятитомная история района [33; 34]. В решении задачи изучения специфики развития района в 20-30-е годы, эти книги очень помогли нам, как и книга об истории г. Южноуральска, который вырос на месте бывшей станицы Н-Увельской [38]. Для «ориентации в пространстве» нами использовался справочник об административно-территориальном устройстве Челябинской области [32].

Интересным оказалось и обращение к периодической печати. Нами были просмотрены несколько номеров Увельской районной газеты «Настроение» [13; 24; 26; 35; 37; 39], из которых мы узнали об активной краеведческой деятельности нескольких сельских школ. Так родилась мысль посетить ряд населённых пунктов района, о которых мы писали в работе, и по возможности познакомиться и пообщаться с родственниками тех, кто проходил чистку, чьи судьбы были ярко и подробно описаны в протоколах. В декабре 2005 г. поездка состоялась. В дорогу отправились автор с руководителем работы, а также преподаватель Челябинского государственного университета, этнограф к.и.н. В.М. Кузнецов, большой друг нашей школы. Первый населённый пункт, который мы посетили – это было село Половинка, родина первой в районе коммуны «Увелька» (1920 г.). Школьный краеведческий музей был организован совсем недавно, но уже собрал экспонаты, заинтересовавшие нас. Это предметы крестьянского быта, школьная атрибутика советского периода, а главное бесценные воспоминания сельского учителя С.Н. Данетова и других жителей села. [21 – 29]. Интересным нам показался и районный краеведческий музей.  В селе Красносельском мы посетили школу и побывали у старинного храма.  Поездка оставила незабываемые впечатления, во-первых, от знакомства с теми местами, об истории которых мы уже знали очень много, во-вторых, от тёплых дружеских встреч, с которыми нас приняли хозяева. «Абстрактные» увельчане стали для нас близкими людьми. После поездки пополнился и багаж наших знаний и представлений о людях района через коллекции фотографий 20 – 30-х годов из личных архивов.

Таким образом, при использовании разнообразных методов исследования, родилась наша работа, к прочтению которой пора Вас пригласить.